Регистрация
Авторские права

Вдохните душу в каждый уголок! Наполните смыслом и радостью обстановку!
Вложите кусочек себя в окружающий быт! Пусть магия очага обретает силу!
И в Вашем доме будет хорошо всем!







«Эльза и Олаф»: любовь с отклонениями
01.12.2011 23:52
Культура «Эльза и Олаф»: любовь с отклонениями 28

Культура

«Эльза и Олаф»: любовь с отклонениями

28 ноября 2011 г. после торжественного открытия фестиваля «Дни Германии» в Доме Дружбы народов состоялся кинопоказ документального фильма «Эльза и Олаф» (Германия, 2010/2011) с последующим обсуждением в присутствии режиссера фильма Юлии Соловьевой и писательницы Ютты Якоби.

Фильм рассказывает о влюбленной паре: Эльза родилась в Казахстане и выросла в атмосфере домашнего насилия и страха, Олаф родом из интеллигентной семьи немецкого среднего класса. Даже внешне они совершенно разные – высокий худощавый блондин «нордического типа» и маленькая темноволосая женщина с округлыми бедрами и неуловимо азиатскими чертами лица. Что же их объединяет? Во-первых, общая профессия – они актеры в труппе из двух человек. Во-вторых, та редкая разновидность любви, когда весь мир замыкается в одном человеке – поэтому в фильме мы не увидим, как Эльза и Олаф ходят за продуктами, общаются с приятелями или смотрят телевизионные ток-шоу. В этом мире существуют только два героя – они рассказывают друг другу о своем прошлом, разучивают забавные и серьезные сценки из Цвейга и Бюхнера, играют в прятки на пшеничном поле. Даже появление телевизора на заднем плане не создает впечатления семейного быта, а скорее подчеркивает отчужденность внешнего мира.

Внутренний мир Эльзы и Олафа – это мир сказки и вечной игры, настолько богатый, что сценарий фильма не нуждается в декорациях реальности.

Невозможно представить главных героев по отдельности. Олаф так и говорит: «Мы с тобой одно целое, и поэтому мне больно, когда больно тебе». Главная деталь, которую не каждый зритель заметит сразу: Эльза и Олаф – инвалиды. Люди с умственными отклонениями. Ограниченными возможностями. Те, кого считают ненормальными и кому ставят «диагноз». Однако в фильме нет пафоса социального реализма и изображения жестокой действительности. Мир «для двоих», созданный Эльзой и Олафом, настолько безопасен, что Эльза может рассказать о самом страшном, что случилось с ней в детстве, а Олаф скажет: «Инвалиды – самые нормальные из людей. Потому что они могут видеть глубину того, что «нормальные» люди не замечают».

Режиссер предпринимает интересный ход – отдать камеру в руки главных персонажей и позволить им снимать самих себя. В течение всего фильма мы видим любящий взгляд Эльзы и Олафа, после восьми лет совместной жизни обнаруживающих друг в друге новые и удивительные черты. Камера в руках главных героев приоткрывает «нормальным людям» масштабы той глубины, о которой говорит Олаф. Толстая Эльза в объективе камеры кажется то величественной королевой, то шаловливой кокеткой, то дельфином, раскинувшимся на полу репетиционного зала. Глядя на мир глазами Эльзы и Олафа, невозможно не задуматься, где границы нормальности и кто имеет право определять, что нормально, а что – нет.

По словам Ютты Якоби, недавно немецкие подростки с синдромом Дауна начали сдавать выпускной экзамен на аттестат зрелости, дающий право поступать в вузы – чего достигают отнюдь не все немецкие школьники. Оказавшись в доброжелательной учебной атмосфере, дети с синдромом Дауна смогли освоить школьную программу, что говорит об изменчивости самой «нормы». Мишель Фуко в работе «История безумия» подчеркивает, что «нормальный человек» – лишь продукт развития общества, то есть грань между нормальным и ненормальным исторически подвижна и закрепляется в общественных стереотипах.

Госпожа Якоби особенно подчеркнула, что изменение отношения к людям с ограниченными возможностями в Германии стало возможным только после осмысления и осуждения преступлений национал-социализма, в том числе насильственной эвтаназии, применявшейся в Третьем Рейхе повсеместно против душевнобольных и умственно отсталых людей.

Остается только порадоваться за Эльзу и Олафа, которые смогли сохранить право быть собой, вне зависимости от определения «нормы» в современном обществе. И немного погрустить, когда в заключительных кадрах они уходят от нас в собственный сказочный мир, надев одинаковые шляпы с огромными полями.

Инна Казаченко

Комментарии:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 
Что будет с деньгами, собираемыми на кап. ремонт многоквартирного жилого дома?
 
 
 
Категория: Общие опросы

maphomefeedback

Copyright © 2018. Янтарный.